- ЖИВОРЫБНЫЙ ВАГОН
-
Живорыбный вагон
— применяют вагоны двух типов: без принудительной аэрации воды и с установками для обогащения воды кислородом.
Ж. в. без принудительной аэрации воды — четырехосный товарный вагон,
в котором установлены два металлических бака емкостью по 16 ж3.
По бокам баков устроены деревянные карманы для льда. При таянии льда вода стекает в баки и снижает в них температуру воды.
Наполняют баки из водопроводных колонок через люки в крыше вагона,
а спускают воду через отверстия в дне баков. В Ж- в. погружают 2—2,5 т рыбы; отношение рыбы и воды должно быть 1 : 10,
т. е. на 1 кг рыбы должно приходиться 10 л воды.
Для сиговых и лососевых рыб это отношение увеличивается до 1 : 20 и 1 : 60.
При недостатке кислорода в воде во время стоянки вагона воду меняют или вагон передвигают по запасным путям маневровым паровозом.
При длительной перевозке воду в баках необходимо менять 1 раз в сутки.
Не рекомендуется пользоваться для этой цели хлорированной водой из городских водопроводов и из глубоких артезианских колодцев,
в которых она обеднена кислородом.
Рыба, предназначенная для перевозки, должна быть только что выловленной, с хорошо промытыми жабрами, выдержанной в проточной воде не менее 2 часов. Обращаться с рыбой необходимо осторожно и не допускать травматических повреждений и помятий ее. Загружать и разгружать вагон надо быстро, чтобы избежать больших отходов рыбы. Ко времени прибытия вагона на станцию назначения должны быть подготовлены бочки, чаны и автотранспорт для немедленной разгрузки вагона. Ж. в. конструкции ВНИОРХа имеет систему принудительной аэрации воды, разработанную Т. И. Приволь-невым, которая обеспечивает восстановление утрачеино-го на дыхание рыб кислорода и освобождение воды от накопившейся в ней углекислоты. Вода забирается со дна баков центробежным насосом и по трубам подается к форсункам, через которые распыляется в воздухе и обогащается кислородом. Вся вода баков проходит через форсунки не менее одного раза в час. Вагон оборудован автосцепкой, тормозом Вестингау-за, электростанцией из двух генераторов РД-2Б и аккумуляторных батарей типа ВПМ-400. Эксплуатация вагона производится по специальной инструкции.
Допустимые нормы загрузки вагона следующие:
Температура воды в вагоне (в °С)
0-2
2-5
5-10
10-15
15 -20
Допустимая загрузка рыбы (карпа) в ц
100
90
80
60
40
Вместо 1000 кг карпа весом 0,5 кг каждый можно грузить (в кг):
Линя, угря, карася .
1250
Щуки
900
Осетра, севрюги
800
Стерляди
500
Леща
720
Судака
570
Форели и сигов
350
Рипуса
250
Амура
800
Толстолобика
500
Желательная температура воды в баках в весенне-летнее время 6 —12°, в осенне-зимнее —1—3°. Летом для охлаждения 20 м3 воды в баках на 1° требуется 300 кг чистого льда.
Ж- в. сопровождает проводник, который должен быть хорошо информирован о маршруте вагона, узловых станциях, на которых можно получить лед или сменить воду, пункте назначения и о получателе рыбы. Проводник обязан вести постоянное наблюдение за перевозимой рыбой, измерять температуру воды и для ее понижения применять лед. Проводник принимает вагон по акту с описью всего имущества и инвентаря. Он обязан знать железнодорожные правила перевозки живой рыбы, строго соблюдать инструкцию и принимать все меры к быстрейшей доставке рыбы к месту назначения. О подготовке льда и смене воды проводник обязан заблаговременно ставить в известность железнодорожную администрацию. Уснувшую рыбу учитывают отдельно по бакам и сохраняют на льду до конца рейса. Все условия перевозки проводник записывает в путевой дневник.
Справочник по прудовому рыбоводству. - М.: Пищепромиздат. Исаева. И. (редактор), Кадзевич Г. В., Мухина Р.И., Пахомов С. П., Рыженко М. И. и Циунчик Р. И.. 1959.